Село Баурчи расположено в южной части АТО ГАГАУЗИЯ, в 30 км от столицы автономии –
Комрата. Наше село является одним из самых крупных в автономии. Из истории известно, что на территории села, как
по всему Буджаку до переселения задунайских переселенцев, долгое время проживали
небольшие племена татар-ногайцев. Они вели кочевой образ жизни и жили в кишлах,
занимаясь скотоводством. Некоторые первоначальные данные о селе изысканные в
первоисточниках (Булгар С.С. «История и культур гагаузов» с. 77-81) относятся к
1787 – 1791 гг. Эта была очередная русско-турецкая война, в результате чего
произошло крупное переселение гагаузов из-за Дуная на свободные земли,
освобождённые русскими войсками от турок-османов. В приведённой таблице выше
ссылаемой книге, имеются данные такого характера: Баурчи (Бендерского цынута)
число семей переселивших во время русско-турецкой войны 1787-1791гг. составляло -28, из них мужчин-67, а женщин - 72 и
всего 139 человек. Следует заметить, что в результате другой русско-турецкой
войны 1806-1812гг. пошла новая волна переселения гагаузов в Бессарабскую
область и в том числе на территорию нашего села. Всего семей поселивших
задунайских переселенцев на тот период составляло -54 семьи, что составляло
всего жителей в количестве – 259 человек. По словам старожилов и данными
архивов НАРМ, первыми в селе обосновались семьи по фамилии Слав (по баурчински Маурди
– по- гречески Мавроди), для справедливости надо заметить, что существуют и
другие версии. Очень популярны легенды и правдоподобны народное поверье о
первых переселенцах из-за Дуная по фамилии Арнаут (мошлейляр) и Курдогло. В
нашем селе наиболее многочисленны семьи по фамилии Курдогло, Кристев, Арнаут, Гайдаржи,
Торлак, Слав, Карапунарлы и др. Также
необходимо напомнить нашим читателям, что кроме нашего села Баурчи, имеются ещё
два населённых пункта с таким названием Татар Баурчи и Молдован Баурчи. Один из
них Молдаван Баурчи по преданию старожилов села образовали наши предки
баурчинцы (ныне - Каушанский район), там и поныне проживают гагаузы, являющиеся
выходцами из нашего села. К дате
образования с.Баурчи в 1806 г.
относится информация, изысканная в трудах доктора исторических наук С.С.Курогло, который об этом пишет в статье «
В степях зелёных Буджака», хотя историографией официально признана дата
образования села 1812 г. Ёще одну дату начала села, можно встретить в работе болгарского
исследователя И.Дундарова (5 том «Энциклопедии Болгарии»), который пишет, что
село было образовано гагаузами, в 1808 г., которые были выходцами из Болгарии, переселившиеся в
степной Буджак из Касымкиой (ныне ген.Тошево). Старожилы села вспоминают
рассказы от своих дедов, которые называли болгарское село Чаушкиой, а также
следует заметить, что ряд фамилий (Нафталимов-Нафталимос, Калпакчи-Калпакчияс, Курдогло-Курдолу и др.) указывают на происхождение от греческого
языка и прибыли они, скорее всего переселенцы из Северной Греции. Точно
установить дату, и именно с каких ещё населённых пунктов переселились наши
предки можно узнать, совершив специальную экспедицию по сёлам Болгарии и Греции
для изучения архивных данных о
переселении задунайских переселенцев. Это нужно, чтобы исследовать энтомологию схожих фамилий
болгарских и греческих гагаузов, а также расспросить тамошних старожилов, но
для этого нужна солидная спонсорская и государственная поддержка. Так или иначе,
но наше село Баурчи, расположенное на участке (Икисаат от Комрата упоминается
селение Баурчи), как пишется в книге Булгар С.С. «История и культура гагаузов»
живёт и развивается вот уже около 200 лет.
В начале образования села в ней проживало всего 30 семей в
количестве 150 душ, ныне проживают – 9150 человек. Из них мужчин –4581, женщин—4569, детей до 16 лет – 2317, пенсионеров –803. Трудоспособный возраст –
6030, в возрасте 75 и более лет -207, число
родившихся на 2007 г- 118, число умерших -97,
выехавших за последние 10 лет - более
тысячи… На территории села, которая расположена на
площади -524 га.
земли - имеются: улиц и переулков -42, колодцев -202, мостов для проезда
транспорта - 11, пешеходных мостов -7
Немало молодых семей навсегда остаётся па
постоянное проживание в России, получая гражданство этой страны (хорошо для
них, но плохо для Молдовы и Гагаузии, ибо отток трудовых сил уходит
безвозвратно?), увы, это реалии современного мира…
На территории нашего села в начале Х/Х века из
первоисточников известно, что первые гагаузы, прибывшие из-за Дуная,
позаимствовали название села от татар-ногайцев, проживавших в долине Кара-Туркмен
(А.Скальковский, главный статистик по Бессарабии - 1848г). Первопоселенцы
селились вместе с ногайцами в кишлах и усадьбах близ большого пепелища
ногайского села, расположенного в долине
близ Казаяклы и назвали село – Баурчи. Это название энтомологи переводят с
ногайского как «счастливый», «богатый», (по Скальковскому) при этом отмечается, что название произошло от
своего хорошего месторасположения. Наряду с этим названием существует и другая
версия, которая гласит следующее: житель села Баурчи Слав Георгий Петрович (1904г.р.)
рассказывал своему сыну легенду, которую он услышал от своего деда, раскрывающий другой смысл названия села. Об
этом автору удалось услышать от Слав Ильи Афанасьевича, который приходиться
внуком Слав Г.П. Суть легенды состоит в следующем: первые переселенцы при
обживании дикой степи Буджака первоначально остро испытывали нехватку в какой-либо
посуде. Понятно, что в те исторические времена, приходящие на начало Х/Х века у
них не было ни стеклянной, тем более, металлической посуды. Преобладала скудная
кое-какая посуда из глины, нашим предкам приходилось изготавливать подручным способом
из тыквы и «сусаков» (удлинённый
небольшой плод с тонкой, но прочной коркой) ковшики и другую тару для
нужд в быту. Однако в них хранить переносить воду или что-либо из пищи было
невозможно и тогда прадеды умудрились использовать для этой цели желудок овцы. Они в то время в основном
занимались земледелием и овцеводством, когда резали овцу, его желудок тщательно
вычищали и специально обрабатывали, а
внутри желудок заполняли водой,
забирая собой в поле для питья. Но в большинстве случаев для сохранения мяса,
особенно в летнее время (холодильников
тогда не было) переселенцы резали мясо на мелкие кусочки, достаточно
солили его и умело располагали все это
внутри желудка овцы, завязывали края, создавая определённый вакуум внутри
посуды. Необходимо заметить, что желудок овцы у гагаузов принято называть словом «баба». Таким приспособленным способом
мясо сохранялось дольше, видимо, заворачивая каким-то материалом, зарывали в
землю, где мясо могло довольно долго сохраняться. Но часто наши прадеды этот желудок брали собой в дорогу или
на работу в поле и т.д., а когда приходило время обедать, то они
развязывали желудок - узелок и говорили, обращаясь друг другу: «А ну посмотрим, что сегодня
имеется в «бабе», в «бауре». ( Ия?! Бакалым
наши вар?, не буладжыс бу баур ичиндя? – по-гагаузски)». Видимо, отсюда и произошло
название села «баур ичи» или «баба ичи» (внутрь
желудка), но это всего лишь легенда, но удосуживающаяся нашего внимания. Но
если попросту переводить слово Баурчи на гагаузский лад, то получается дословно
слово означает «внутри горки», в действительности наше село расположено в
низине - впадине двух холмов (горок –«баир ичи» -на гаг.яз.).
И впрямь обе холмистообразные стороны села равномерно пологие с востока и
запада плавно спускаются в центр села, который расположен в низине, т.е. в
долине, где протекает безымянная речка, которая практически делит село на две
части. Существует ещё одна версия, которая сводится, к тому, что название
с.Баурчи соответствует старинному названия мешковины по-гагаузски. Тогда первые
поселенцы часто пользовались домоткаными одеждами и половиками, которых по
обыкновению своему называли «бабурчи», но это всего лишь бытовая версия старожилов.
М наконец хочется привести ещё одну примечательную вещь, которая сводится к
тому, что в Комратском Университете работает преподавательница, у которой фамилия Баурчулу, как говорится без
комментарий… Село Баурчи своими вереницами
домов тянется в длину с севера на юг в пределах 4-5 км, но сельхозугодьями, оно
простирается с севера на юг в длину на 12000 метров, где
верхняя часть села к юго-западу называется «стойчу малеси». Начиная, с границы
с запада, со стороны Ч-Лунги называемым «лунга» территория села раскинулось на восток на 11400 метров. Вся площадь территории равна 1327 кв.км., что составляет 0,4 % территории
Молдовы или занимает площадь равную
7 тыс. гектаров. В середине виднеется
волнообразная в виде дуги возвышенная местность, которая начинается с улицы
Ленина и заканчивается улицей К-Маркса. Далее в ширину село спускается склоном
в другую безымянную речку, протекающую на западе и делящую её на новый
микрорайон (молодёжный –«цоцка малеси») с
бывшим краем села. Эта речка, протекая по селу в центре впадает в чуть покрупнее, речку,
образуя один рукав, которая несёт свои
скудные воды вниз через микрорайон
«гибана» (это сорт рыбы в Ялпухе водился и
места расположенные ближе к речкам и озёрам обычно гагаузы давали название
–«гибан») к югу, где впадает в сельский пруд. Границы села располагаются
следующим образом; на востоке межа проходит с соседями с. Гайдар и по речке
Лунгуца с г.Чадыр-Лунгой, на западе поля выходят на сторону самого большого
села в Европе Конгаза, на севере граничит с Бешалмой, а на юге соседями являются
жители сёл Казаяклия и Кортена. До
ближайшей ж/д вокзала г.Чадыр-Лунга -14 км. Село Баурчи на своей
территории насчитывает более 2070
домов. Вокруг села равномерно высажены
зелёные саженцы деревьев еще в 50-х годах ХХ столетия, они образуют,
зелёный защитный пояс для села. Акация белая, которая исскуственно высажена в виде леса, занимают площади в 300-400 га. Прекрасно смотрятся
новые современные дома с особой архитектурой, заимственной и привезённой из
Москвы, где работали наши гастарбайтеры-соплеменники. Дома возвышаются в 2-3
этажа с особой планировкой со всеми удобствами, обязательным атрибутом нового
времени – крыши с металлачерепицей разного цвета, пластиковые окна и двери, современные
ванные комнаты и бани и т.д. Изменился и довольно сильно внешний облик
гагаузов, мы стали более открытыми, смелыми и свободными в своих суждениях и
поступках, многие имеют современные бытовые условия жизни, молодёжь одевается
по европейски модно и стильно, у многих имеются мобильники, спутниковые антенны,
компьютеры, автомашины-иномарки, современные бытовые приборы и техника и т.д. Сегодня никого ни увидишь таким новым
явлением, когда за рулем машины (в основном за иномарки) находятся баурчинские
молодые женщины, чего ранее и представить-то невозможно было, но это
свершившийся факт новых реалий мировоззрения «новых» гагаузов…
Жители нашего села стали
стремиться к качественному и современному благоустройству своих дворов,
огородов, домов, любо смотреть на новые современные заборы и ворота сельчан, построенные мастерами в стиле модерна. Нельзя
не отметить жажды баурчинцев познать сей мир воочию и во всей красоте, они
часто совершают паломничества в святые
места христианства, путешествуют по миру, приобщаюсь к мировым ценностям,
посещая известные исторические города и страны мира. Даже многие семьи выехали
за рубеж ( США, Канада, Германия, Франция, Италия, Испания, Португалия, Россия,
Украина, СНГ) на постоянное место
жительство, это все выше перечисленное стало возможным в связи с изменившими
реалиями миропорядка и общественного строя в Молдове.
Всего с/х угодий имеются
в наличии - 7643 га.
Из них виноградников – 617 га,
сады -171 га,
«фазенды» - 531 га.
Число квотчиков земли насчитывается- 3790, размер земельной доли составляет -1,17 га. .В селе коренным
населением являются гагаузы ( более 95%), но в разные периоды времени и власти проживали
и проживают бок о бок разные национальности: гагаузы, болгары, молдаване,
русские, украинцы, евреи, цыгане, поляки, греки, албанцы и др. По национальному
признаку никогда не было никаких конфликтов, наоборот сельчане в большой
степени относятся с высоким уважением и почтением к приезжим людям, особенно
назначаемым руководителям, чем своим местным талантам, такова примечательная
черта баурчинцев... На территории села действуют православная церковь, протестантская
(Бабтисткая) церковь и ЕХБ (Евангелистская Христиане - Бабтисткая) церковь. В настоящее время в селе функционируют два
образовательных учреждения; теоретический лицей и начальная школа, а также три
детских садика, благодаря решению жителей сохранилась консолидация земель и
эффективно работает СХПК (сельскохозяйственный производственный кооператив)
БАУРЧИ - АГРО. Жителей села обслуживают врачи и медсёстры больницы (Центра
Здоровья), Дом Культуры на 600 мест, две сельские библиотеки. В центре села
воздвигнут памятник в честь освободителей села от румыно-фашистских оккупантов.
Имеются многочисленные частные сауны. В
инфраструктуру села входят ряд
культурно-социальных объектов государственного и частного сектора, село, по словам жителей Гагаузии,
является одним из самых богатых и благополучных в регионе, т.е. по количеству
бизнесменов и различных торговых предприятий, машин и капиталов. Официально по данным примарии за
2007 год в селе имеются 34 коммерческих предприятий и числятся 62
предпринимателя, но в реальности намного больше. Только баров имеется -17,
магазинов 15, а также 3 мельницы, 3 –
мини-маслобойки, современные сауны -4, дискотеки и частный развлекательный
центр с водоёмом и т. д. Наше село за свою историю посещали многие
знаменитости, известные писатели, певцы, коллективы, зарубежные гости, политики
высокого ранга и т.д. Некоторых их них полагаю многим баурчинцам и другим людям
будет интересно знать это прежде всего один из крупнейших государственных
деятелей Турции – президент Сулейман Демирель с его супругой, президенты
Молдовы Снегур, Лучинский и Воронин, премьеры Сангели и Тарлев, председатель
парламента Молдовы Евгения Остапчук, неоднократно посещают село избранные
народом башканы - Топал, Табунщик, Кройтор,
Формузал, делегация 1 конгресса гагаузов всего мира, политики в лице депутатов парламента
Республики Молдова Степанюка, Драган, Памужак Н.Г., Тодорова и.д. Не раз
посещали наше село делегации из православной страны Греции, бывали у нас и
делегации из России, Чехословакии,
Турции, США, и др. стран. Гостями нашего села были родственники погибшего
танкиста Орлова В.С., Герой Соцтруда СССР Арнаут И.И., депутаты Верховного
Совета СССР (Пашалы М.К и др.), писатели – историки Маруневич, Курогло, Булгар и др. знаменитости. Также приезжалив
село самые известные артисты гагаузского народа Степан Курудимов и П.Петкович, этот список можно продолжить, но
думается и этого достаточно, чтобы показать здоровый и деловой интерес к нашему
селу.
Следует учесть такой факт, что ещё в 90-е годы
ХХ в. наши предприимчивые баурчинцы практически открыли Москву (это признают
многие жители автономии) имеется в виду, перевозки пассажиров на заработки в
столице и нахождение рабочих мест в тамошних стройках. Действительно наши
сельчане были первыми в этом благородном и трудном, но очень выживаем деле для
гагаузов – ибо заработки в Москве стали спасительными для десятки тысяч людей
из нашего края. Сегодня многие баурчинцы имеют свои торговые точки и
предприятия в Москве и в других городах России, это отрадно признать и этим не
стыдно гордиться. Но, где б ни жили и работали наши земляки, а это реалии
сегодняшнего времени ХХ/ века, я уверен их всегда будет неуклонно тянуть на
свою маленькую родину – с. Баурчи. Где-то в сердце у них часто будет ныть и
временами наши, земляки будут невыносимо скучать по нашей пище и домашнему вину,
(«манже», «каурме» и «зайбиру» и т. д.), по родному языку и родным людям. Будут
вспоминать наш родимый и неповторимый степной воздух и красивую природу, фрукты
и плоды южного края, и скучать в целом по нашей гагаузской жизни – это так
устроен сам человек по природе своей и
сущности. Таким нас создал Господь, чтобы не забывали своих близких и свою
землю-матушку – так будем же любить, и ценить её! По зову предков мы будем стремиться сюда, проявляя
патриотизм, а по желанию и своим возможностям
надо стараться помогать селу и людям в
решении сложных проблем. Мы должны помнить, что Родина бывает одна, как и мама, поэтому какая она есть, таковой её и
надо принимать, бесконечно любить и ценить, беззаветно служить, ибо другой Родины не
бывает…
|